ЕДИНСТВО ИНФОРМАЦИОННОГО И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССОВ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ БИБЛИОТЕЧНЫХ КАДРОВ
Становление и развитие современной модели библиотечного образования невозможно без диалога и совместного творческого поиска специалистов в различных областях человеческого знания
В отличие от животных, люди переносят информацию не только с помощью генетического кода, но и с помощью обучения. Именно поэтому, считает Г. Хакен, столь значительная часть нашей культуры опирается на обучение как новый способ передачи информации от одного поколения к другому. Но из-за огромного количества знаний, накопленного человечеством, возникают большие трудности. “Следовательно, совершенно в духе синергетики, важно найти общие унифицирующие идеи и принципы, чтобы справиться со столь огромным количеством информации”.
Эта проблема связана не только с поиском общей универсальной схемы, но и, в первую очередь, с развитием инфосферы, возможностью оперативного использования, хранения и переработки информации, включением образования в единый информационный процесс. Именно в этом, на наш взгляд, заключается проблема информатизации образования, информатизации библиотечного образования, в частности.
Реализация инновационных стратегий компьютеризированного образования предполагает соблюдение ряда условий, без выполнения которых возникает риск утраты всех преимуществ информатизации обучения. Компьютерные программы должны стать средством моделирования многообразных видов и форм мышления, инициировать не только репродуктивные действия и формально-логические операции, но и образно-ассоциативное мышление, обращение к эмоционально значимым смыслам, открытому будущему, личностным ценностям.
В истории компьютеризации библиотечного образования (по аналогии с компьютеризацией образования в целом) можно выделить три этапа. На первом этапе (50–70-е гг.) компьютеризация не повысила эффективности обучения, поскольку не изменилась традиционная система организации нормативного обучения. Основана она была на репродуктивном характере познавательной деятельности. Ориентация на “усвоение знаний, умений, навыков” позволяла использовать основанные на ЭВМ обучающие системы лишь в функции тренажеров, не выходящих за рамки информационно-контролирующих устройств. Разочарование в информационной технологии оказало влияние на поиск принципиально новых концепций организации обучения.
На втором этапе (70–80-е гг.) утвердилась ориентация на рефлексивные процессы в управлении учебно-познавательной деятельностью, что значительно расширило эффективность использования компьютеров. Они становятся средством поиска и апробации различных способов познавательной деятельности, расширения учебной коммуникации.
Но только на третьем этапе (80–90-е гг.), когда на первый план выдвигается ценность целостной индивидуальности и утверждается приоритет ее активности на протяжении всего процесса обучения, открывается возможность наиболее эффективного использования всей полноты функций компьютерных обучающих систем как посредников становления открытых способов познавательной деятельности.
Подлинно инновационным обучение становится не в результате смены самой по себе информационной технологии, а на основе развития новых стратегий организации образования: от полного игнорирования самого факта личностной позиции обучающегося перед целью “усвоения знаний” к признанию способности к самоорганизации познания и утверждению ценности развития индивидуальности. Инновационный процесс в системе образования должен быть двусторонним. Именно поэтому лишь третий этап в истории компьютеризации библиотечного образования дает начало инновационному обучению с помощью компьютеров, превосходящему по своей эффективности безмашинное обучение.
Компьютерное обучение, включая студента в развитые системы информационных баз данных, снимает пространственно-временное ограничение в работе с различными источниками информации и определяет новый, открытый тип образования. С этой точки зрения интересны и чрезвычайно значимы для развития открытого и образовательного пространства те виды электронного общения, которые появились в последнее время: электронная почта, компьютерная конференция, телекоммуникационная связь, виртуальные библиотеки. Компьютерные системы, работающие в режиме on-line, обладают необычайной привлекательностью прежде всего благодаря быстроте и доступности использования информации, сконцентрированной не только в лучших библиотеках мира, но и изучению последних результатов исследований различных научных и общественно-политических центров, подключенных к Интернет.
Актуализация взаимодействий посредством
компьютерных технологий позволяет вывести библиотечное образование на уровень
активного социального творчества, что расширяет, с одной стороны, потенциальные
возможности становления библиотечного специалиста, с другой – способствует
интеграции и переработке различного рода информации в современной библиотечной
системе как разновидности социальной системы.